ФИО: Кузнецов Святослав Петрович
Дата рождения: 10 июня 1930 г.
Место рождения: Ленинград
Дата смерти: 30 апреля 1992 г.
Место смерти: Рим
Награды и звания:
Заслуженный артист РСФСР (1966 г.)
Образование: высшее
Место учебы: Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (ныне Санкт-Петербургская Академия художеств имени И. Е. Репина)
Факультет теории и истории искусства
Профиль авторизован в апреле 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Ленинградское хореографическое училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Год выпуска: 1950
Выпускающий педагог по классике: Б. В. Шавров
Место работы: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1950 г.
Дата окончания работы: 1970 г.
Партии, исполненные во время работы в театре:
«Хореографические миниатюры» (балетмейстер Якобсон) «Вечный идол» - первый исполнитель, «Птица и охотник», «Слепая», «Венский вальс»
«Отелло» (балетмейстер Чабукиани) Яго – первый исполнитель, Отелло
«Спартак» (балетмейстер Якобсон) Гармодий – первый исполнитель
«Тарас Бульба» (балетмейстер Фенстер) Андрий – первый исполнитель
«Маскарад» (балетмейстер Фенстер) князь Звездич – первый исполнитель
«Жемчужина» (балетмейстер Боярский) Доктор-скупщик – первый исполнитель
«Вальсы Равеля» (балетмейстер Якобсон) четвертый вальс – первый исполнитель
«Эсмеральда» (балетмейстер Ваганова) Феб
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) Зигфрид, Друзья Принца, испанский танец
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Вацлав
«Жизель» Граф Альберт
«Дон Кихот» Базиль
«Красный мак» (балетмейстер Захаров) Ма Личен
«Красный цветок» (балетмейстер Андреев) Ва Личен
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Ромео, Парис
«Гаянэ» (балетмейстер Анисимова) Армен
«Тропою грома» (балетмейстер Сергеев) Ленни
«Медный всадник» (балетмейстер Захаров) Евгений, Арап Петра I
«Легенда о любви» (балетмейстер Григорович) Визирь
«Раймонда» (редакция Сергеева) Трубадур, Абдерахман
«Шурале» (балетмейстер Якобмсон) Али Батыр
«Родные поля» (балетмейстер Андреев) Сандро
«Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани) Фрондосо, Командор
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Щелкунчик принц
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) Юноша
«Египетские ночи» (балетмейстер Фокин) Амун
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Актер
«Спящая красавица» (редакция Сергеева) Жених Авроры
Партии, исполненные в других театрах:
МАЛЕГОТ (современное название: Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского — Михайловский театр)
«Чудесная фата» (балетмейстер Анисимова) Иван-царевич
«Лебединое озеро» (балетмейстер Бурмейстер) принц Зигфрид
Участие в конкурсах
Название конкурса: Международный фестиваль молодежи и студентов
Дата проведения: 1953 г.
Место проведения: Бухарест
Награда: Лауреат, первая премия
«Сказка о попе и работнике его Балде» (совместно с А. Кузнецовым-Вечесловым) Петрозаводск, 1977 г.
Ставил танцы в драматических спектаклях в:
Академическом театре драмы имени А. С. Пушкина (ныне Национальный драматический театр России (Александринский),
Большом драматическом театре имени А. М. Горького (ныне Российский государственный академический театр имени Г. А. Товстоногова (БДТ)
Театре имени Ленинского комсомола (ныне Санкт-Петербургский Балтийский дом).
Был постановщиком танцев в кинофильмах «На одной планете» и «Его звали Роберт».
Место работы: Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Дата поступления: 1957 г.
Дата окончания работы: 1972 г.
Должность: педагог дуэтного танца (1957-1971 гг.)
Педагог классического танца (1968-1972 гг.)
Место работы: ЛГИТМиК (ныне Российский государственный институт сценических искусств)
Дата поступления: 1971 г.
Дата окончания работы: 1992 г.
Должность: преподаватель кафедры основ сценического движения
Главный балетмейстер Ленинградского театра музыкальной комедии (ныне Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии) 1971-1973 гг.
ЛГИТМиК (ныне Российский государственный институт сценических искусств)
Заведующий кафедрой основ сценического движения
Декан факультета драматического искусства, профессор
«Алеко»
«Дорога домой»
«Документ Р»
«Фуэте»
«Небесные ласточки»
«Там, где нас нет»
«Пропал друг»
Фильмы-балеты:
«Галатея»
«Барышня и хулиган»
Святослав Кузнецов происходил из актерской семьи. Отец его, Петр Васильевич Кузнецов, служил в Суворинском театре, был ведущим артистом театра «Гиньоль», ставил спектакли. Дед его, Василий Кузнецов, — поставщик Императорского двора. Сын же и внук стал артистом балета.
Кузнецов вступил в труппу Кировского (Мариинского) театра в 1950 году. Стройный, статный красавец с удлиненными пропорциями тела и задумчивым взглядом ренессансного юноши, казалось, был слеплен для исполнения ролей принцев, благородных рыцарей и мифических героев. Но ему было тесно в спектаклях наследия. Его не привлекали балетные принцы и графы, хотя он исполнял ведущие партии и в «Лебедином озере», и в «Жизели». Его тянуло к созданию полнокровных живых образов в балетах современных хореографов. В них он искал пути к воплощению своих мыслей, находя в трактуемых ролях индивидуальные, свойственные только ему, непредвиденные ракурсы.
Одной из первых главных партий в репертуаре Кузнецова явилась роль Али Батыра в балете Л. Якобсона «Шурале». Трактовка балетмейстером образа Али Батыра на первый взгляд лежала вне дарования молодого артиста. Кузнецов же нашел свои ходы в ее интерпретации. Главным стала поэтическая образность. Героика и лирика мирно соседствовали в его Али Батыре. Кузнецов передавал в танце Батыра эмоциональность состояния персонажа, его духовность. Образ получился элегическим и возвышенным, но и мужественным и реалистичным. Али Батыр-Кузнецов мог быть задумчивым мечтателем, а, с другой стороны, уверенным в себе героем.
В это же время Кузнецов исполнил главные партии в «Красном маке» Р. Захарова и «Гаянэ» Н. Анисимовой. Роль Армена стала первой крупной сценической победой артиста, позволила заговорить о нем, как о танцовщике-актере.
Уильям Хэззлит, один из классиков английской эссеистики и популяризатор творчества Уильяма Шекспира, писал: «Ромео – это влюбленный Гамлет. В одном – избыток страстей и чувств, в другом – мыслей и чувств. Оба героя отрешены от окружающего мира, замкнуты в себе, оба они живут, отделившись от всего, в мире своих фантазий… Ромео отрешен от мира, полностью поглощенный своей любовью к Джульетте. Она его единственная реальность, приют его сердца. Весь остальной мир – лишь проходящее мимо видение». Таким и предстал Ромео Кузнецова. У танцовщика на первый план вышло подлинное гармоничное чувство. Артист показывал свой персонаж в развитии от наивного беззаботного юноши-подростка до молодого мужчины, уверенного в себе, в собственные силы, борца за справедливость. Его Ромео был духовно благороден. А строгая крепкая фигура артиста напоминала о мужских изображениях на полотнах художников Возрождения.
Наиболее интересно индивидуальность Кузнецова раскрывалась в балетах, поставленных на сюжеты великой литературы: «Тарас Бульба» (балетмейстер Б. Фенстер), «Отелло» (балетмейстер Чабукиани), «Маскарад» (балетмейстер Фенстер), «Тропою грома» (балетмейстер Сергеев), «Медный всадник» (балетмейстер Захаров), «Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани), «Легенда о любви» (Балетмейстер Григорович).Недаром он был первым исполнителем, создателем образов в ряде этих спектаклей, как, к примеру, в «Тарасе Бульбе». Для Андрия-Кузнецова любовь становилась смыслом существования, ради нее он предавал отца и брата.Он превращался в заложника собственного чувства. Образ у Кузнецова приобретал трагический окрас.
В «Маскараде» Кузнецов-князь Звездич был неотразим, полностью оправдывая прозвище «купидон». Несмотря на издержки хореографического решения, Кузнецов предложил нестандартный образ персонажа. Для Звездича-Кузнецова – главное, азарт, произвести эффектное впечатление на окружающих, в особенности на дам. Он действовал, не задумываясь о последствиях, что приводило к трагической развязке.
Творчество Кузнецова привлекало и Л. Якобсона, который предложил ему в премьере своего «Спартака» роль Гармодия. Этого героя можно считать персонажем второго плана, но, когда на сцену выходил Кузнецов, его исполнение запоминалось надолго. Внешне Кузнецов-Гармодий напоминал юношу-эфеба. Гармодий Кузнецова наивно верил в ответное чувство Эгины. Любовь ослепляла его, делала жизнь осмысленной, придавала сил. Ради любви восторженный юноша шел на предательство Спартака и своих идеалов. Из-за своей неуемной страсти он покинул стан Спартака вместе с Эгиной. Кузнецов подчеркивал порывистый свободолюбивый характер Гармодия. В любовной сцене с Эгиной он полностью отдавался страсти, переставал быть сдержанным и почтительным. Потрясенный изменой и вероломством Эгины, отягощенный мыслью о своем невольном предательстве, Гармодий Кузнецова шел на смерть с честью и гордостью достойного человека.
Одной из самых значительных ролей Кузнецова-артиста стал Яго в балете В. Чабукиани «Отелло».
Есть духи зла – неистовые чада
Благословенного отца;
Удел их грусть, отчаяние отрада,
А жизнь – мученье без конца
(А. Полежаев)
Яго-Кузнецов по натуре лидер, хитрый и умный противник. Он как никто умел пробудить в людях низменные чувства и пороки. Кузнецов-Яго фанатик, готовый уничтожить любого ради достижения своих целей. Он одинаково ненавидел всех его окружавших, включая даже собственную жену. Яго-Кузнецов почитал себя за великого инквизитора, вершившего судьбы людей и даже в поражении не считал себя побежденным.
Одним из последних созданий Кузнецова-артиста была партия Визиря в «Легенде о любви» Ю. Григоровича, в котором он воплотил образ истинного царедворца, сгорающего от страсти к своей царице и страдающего от недосягаемой любви.
Кузнецов был желанным партнером для множества выдающихся балерин, среди которых были Н. Дудинская и А. Шелест, А. Осипенко и И. Колпакова, Т. Вечеслова и И. Зубковская, О. Моисеева и Н. Ястребова. Он пробовал свои силы как хореограф. Его с удовольствием приглашали ведущие драматические театры для постановки танцев в своих спектаклях.
Кузнецов долгое время преподавал в Ленинградском хореографическом училище и Театральном институте, в котором возглавлял одну из кафедр, являлся профессором. А еще он снимался в кино, писал статьи об искусстве балета, своих коллегах. Творчество Святослава Петровича Кузнецова одна из славных незабываемых страниц в истории ленинградского балета, страниц, блестящих и насыщенных.